Отчёт о велопоходе по маршруту: Кременчуг-Одесса-Николаев-Кременчуг. Часть.2

Константин Трофимов - корреспондент блога из города Кременчуг

12 августа

07-Стоянка СтавковоеУтром меня разбудил возмущённый свист ласточек. Как оказалось, сторожка в которой заночевал, была их домом, а я здесь незваный гость. Как ни хотелось поваляться пару часов, а пришлось покинуть домик, не стоит волновать хозяев дома, спасибо что пустили на ночь. Завтрак и в путь. До самой Раздельной оставалось около 90 км и нужно было добраться за день. Путь до следущего города Червонознамянка опять пролегал по трассе,около 60 км, и никакой возможности срезать или укоротить. Ну  что ж, вперёд.

Оставив позади с. Новосёловка и с.Ставковое добрался до с. Котовское. Здесь опять очередное эхо
10-Котовскоевойны-гордый Т-34 на пьедестале безмолвно напоминает о былом. На правом боку величественная надпись  "За Родину!". Передохнул минут 15 и опять по коням. На подъезде к с. Михайлополя почувствовал здоровый аппетит и решил там остановиться на обед, тем более что здесь протекает р.Малый Куяльник, а это возможность освежиться, т.к жара с каждым днём всё более донимает. Каково же было моё изумление, когда я увидел что от реки осталось только одно название. Ни лужи, ни грязи один камыш. Пришлось довольствоваться тенью деревьев.

С каждым километром на Юго-Запад меняется ландшафт. Подъёмы всё круче и затяжнее, зато спуски тоже приятно радуют. Скорость на спусках порой достигала отметки 60 км/ч, волей-неволей, а приходилось пускать в ход тормоза, такая скорость для велосипеда, даже такого выносливого как мой опасна. Тем более не стоит забывать о грузе, как ни как, а 20 кг на багажнике это вес. К тому дню я уже довольно хорошо адаптировался и вошел в темп. Попробовал разогнать на ровном участке своего коня. Добился скорости 45 км/ч, правда удержать долго такую скорость не смог и перешел на крейсерскую 35 км/ч. Вот где пригодились ежедневные поездки в деревню и вылазки на покатушки с друзьями.

До Червонознамянки добрался к 15.00. Не сильно расслабляясь(съел мороженное и выпил бокал холодного кваса) отправился в г. Раздельная. Тут опять неожиданность-дорога, указанная на карте как "дорога с твёрдым покрытием", оказалась обычная грунтовка да ещё и холмистая. По пути было всего два села Лозовое и Понятовка(с ударением на третьем слоге). До Лозового добрался с помощью верного GPS .Здесь меня с удивлением и радостью встретили местные жители. Угостили арбузом из холодильника. Ни какое мороженное не идёт в сравнение с холодным арбузом, да ещё после полуторачасового педалирования по горам.

Подкорректировал направление,а перед отъездом один товарищ спросил: «Есть ли у меня оружие?» Меня очень удивил такой вопрос. Зачем мне оружие? Я человек мирный, можно сказать пацифист, на что он спокойно ответил: «В здешних лесах водятся волки, и были случаи нападений на людей.» Что же теперь делать, не возвращаться же домой из-за этого. "Волка бояться, дома сидеть"-ответил я. Как бы там не было, а я уже не маленький мальчик, и хотя волка видел только в 09-Путь в полязоопарке и в краеведческом музее чучело, решил продолжать путь, всё равно живым ему(волку)не дамся, а там видно будет. До Понятовки добрался к 17.30.Осталось 15 км до Раздельной и нужно поторопиться, т.к перспектива ночевать в лесу, в глуши, бог знает где меня не прельщала. К вечеру стала меняться погода, на небе появились облака, на западе, в направлении моего движения явные тучи, и видно как где-то далеко идёт дождь. Настроение сразу начало падать. Дождя мне только не хватало для полного экстрима. Решил, уж если так суждено, то придётся ставить в лесу, палатку у меня есть, спички есть, продукты тоже, а с волком как-нибудь договорюсь. Я уже даже стал присматривать место для лагеря, как моё внимание привлекла табличка вдоль дороги. Надпись на ней гласит:"Обережно в лiсi вовки та гадюки". Это придало дополнительную подпитку моим ногам, и в Раздельную я прибыл в 19.00. Для стоянки я присмотрел ставок в с.Новые Чобручи, это окраина Раздельной. Времени как раз хватило на бытовые нужды. К тому времени погода наладилась и меня приятно порадовало своей красотой и величием звёздное небо, особенно луна, набирающая силу к первой четверти. Путь до Раздельной составил 94км.

13 августа

Самый ответственный день. Финал первого этапа путешествия. Переход границы. Утром привёл себя в порядок и направился к границе. Переходить границу решил в с. Кучурган. Здесь проходит трасса Одесса-Кишенёв. Дорога от Раздельной до Кучургана около 25 км. Настоящий тест-драйв для водителей всех видов транспорта. Более разбитой дороги, я не видел. Самое интересное, широкая дорога, постоянный спуск, никаких резких поворотов, а на обочине стоят знаки ограничения скорости:50,40,30. Я сразу удивился, что такое 30км/ч на таком спуске? Позже понял почему. Разогнав коня до 44км/ч увидел перед собой выбоину поперек дороги, глубиной около 40 см. Обойти её не представлялось никакой возможности, спасли тормоза, хотя в выбоину я всё же влетел, точнее я её перелетел. Остановился, осмотрел коня - выдержал!

На КПП меня ждал сюрприз. Оказывается для проезда в Молдавию необходимо наличие загранпаспорта, и никакие рекомендации не смогли изменить решение погранцов. Это был удар. Что делать? Главное не отчаиваться? Что я теряю? Ничего! Что приобретаю возможность импровизации, могу теперь ехать в любом направлении, кроме Молдовы. Вернулся в Раздельную, дал телеграмму родственникам с указанием своего номера телефона, и решил осмотреть городок.

Раздельная - небольшой городок, следов промышленности я не обнаружил. Видимо основной акцент сделан на сельское хозяйство. В центре города стоит памятник великому кобзарю, построенный на средства собранные местными жителями. В стороне возвышается пьедестал уносящий в небо истребитель, очередное напоминание о Великой войне.

К тому времени мне позвонила моя молдавская сестрёнка, и мы договорились о встрече на границе. Вернулся я на КПП и поскольку спешить уже было некуда, появилась прекрасная возможность спокойно обдумать положение вещей. У меня было две альтернативы;

1-я, поехать вдоль границы в направлении Котовска, а оттуда по намеченному на возвращение маршруту через  Умань домой;

2-я, импровизация, повернуть на Одессу и вдоль моря, на сколько это реально до Николаева, а оттуда на Баштанку, за одно проведать дядьку, живущего в Баштанском р-не. Второй вариант мне понравился больше. Искупался в море - награда за труды.

Встреча с сестрой состоялась на КПП. Ни какие уговоры не смогли разжалобить суровых пограничников, пришлось довольствоваться получасовым разговором за чашечкой кофе в приграничном кафе. Поговорили, обменялись адресами, номерами телефонов. Обнялись на прощание и всё...Ничего, теперь то уж буду более серьёзнее относится к таким вопросам.

Наступил вечер, и я повернул своего верного коня в направлении Одессы. Поскольку водоёмов по пути нет, решил ехать максимально до наступления темноты, и становиться на ночь на трассе, в первой подходящей посадке. Костёр решил не разводить, и поужинал скромно по казацки, сало, лук и хлеб. Запил холодным растворимым кофе с конфетами и уснул крепким сном. В этот день, никуда особо не перемещаясь я накатал 74 км.

14августа

Город-герой Одесса.

14-Защитники ОдессыПроснулся в 6.30,быстрый сбор, лёгкий завтрак и в путь пока не жарко. До самой Одессы старался делать меньше остановок. Мало приятного на трассе и нет смысла растягивать это «удовольствие». На въезде в Одессу стоит памятник героям-пограничникам, оборонявшим подступы к городу. Пограничный столб и пограничник с ППШ, а рядом памятная таблица. Текст на таблице гласит: "На цьому рубежi в 1941роцi проходила лiнiя оборони мicта Одеса.В сепрнi 1941року 3-й батальйон 26 прикордонного полку прикривав дорогу Тирасполь-Одеса. На позицii наступали великi cили ворожоi пiхоти пiдтриманоi танками, але прикордонники стримували натиск з'эднаних частин румунськоi армii.  Зайнявши оборону, протягом двох мiсяцiв вiйськовослужбовцi батальйону залишалися на займаному рубежi захищаючи рiдну землю. За вклад прикордонникiв в оборону Одеси постановою президii Верховноi Ради СРСР в 1942 роцi 26 прикордонний полк був нагороджений медаллю "За оборону Одеси".Шануйте пам'ять героiв! Пiдтримуйте пам'ятник в належному станi." Невольно задумаешься о подвиге этих людей. Батальон это максимум 300 человек, и два месяца ада...

Буквально через 2 км новая памятная композиция с надписью:"Героям победившим смерть. Родина". Рядом таблица с надписью:"Здесь, в августе-октябре, в жестоких боях с фашистскими захватчиками героически защищали Одессу воины 25 чапаевской дивизии. 7 кавалерийского и 265 корпусного артиллерийского полков"

Оборона Одессы длилась 3 месяца, после чего командование СССР приняло решение об эвакуации войск в Крым. Результат – фашистское командование было вынуждено отвести 4-ю румынскую армию в Румынию на переформирование, на которое понадобилось 2 месяца.

13-и такая12-Одесса бывает такаяСовременная Одесса - город контрастов. С одной стороны поражает величие архитектурных сооружений которым числа нет. Тут же руины и разруха, будто бы война только недавно закончилась, и не дошли ещё руки до восстановления. Местами создаётся впечатление, что здесь пересекаются параллельные миры. Хотя Одессу по праву можно назвать городом-сказкой. Поражает масштабность Одессы, если ещё и учесть что в годы войны город подвергался такому серьёзному штурму.

Поскольку зимой прошлого года мы с друзьями посещали великий город, в этот раз я ограничился беглым осмотром центра, особенно тех улиц которые прошлый раз остались незамеченными, и отправился на море. Это была достойная и весьма приятная компенсация за лишения испытанные в дороге. Вода тёплая, солёная, чистая - вот в трёх словах о море.

Простившись с гостеприимной Одессой, взял направление на Николаев по трассе вдоль моря. В 40км от Одессы между Вапняркой и Новой Дофиновкой расположен Большой Аджалыкский лиман. С правой стороны трассы в 50 м море, а с левой лиман. Освежился, перекусил и в путь.

15-Герои шахтёрыЗа Н.Дофиновкой возвышается скульптурный комплекс памяти героического подвига 250 Донецких шахтёров, оборонявших Одессу на подступах. История по этому поводу говорит о том, что у них из вооружения было 10 винтовок, по 5гранат, ножи и сапёрные лопатки .Шахтёры попросили чтобы им выдали тельняшки. В своём первом и последнем бою они все погибли при защите 412 батареи береговой охраны.

Далее по ходу порт Южный и огромных размеров Одесский портовый завод. К 16.00 я добрался до Коблево. Передохнул в придорожном павильоне за 2-мя бокалами холодного кваса и мороженным и продолжил путь. К 19.00 добрался пос. Красное с надеждой стать на берегу р.Сосик, но и эта река канула в Лету. Поговорив с местными ребятами узнал где можно расположиться рядом с водоёмом. Результат превзошел все ожидания - нашлось и озеро, и полянка, и даже мебель садовая. Стоянка оборудованная охотниками. Дистанция 92 км.

16 августа

С выездом задержался почти на 3 часа. Обнаружил первый прокол и главное погода изменилась. Небо пасмурное, ветер и все предпосылки к дождю. Раз уж попадать под дождь-то лучше на оборудованной стоянке. Пришлось повременить с выездом. К 10 часам тучи развеял ветер, и я отправился далее. До самого Николаева сделал минимум остановок, только по нужде или необходимости.

Дождя не было, но ветер дул серьёзно. Незаметно изменился ландшафт, теперь вместо пагорбов вокруг бесконечная равнина. Есть где ветру разгуляться. Хорошо хоть что северный, боковой. Был бы встречный, было бы хуже. Вдалеке видел 4 ветряка, чего чего ,а ветра тут искать не придётся. Далее, поле солнечных батарей. Необычное для глаза зрелище приятно порадовало - вот применение разума, не только на западе, и у нас!

На подъезде к Николаеву встретил "чумака". Вырезанная из фанеры и разукрашенная композиция изображает чумака на телеге груженной солью, и запряженной волом. Подобные знаки приятно радуют глаз и периодически проверяют бдительность водителя. В 14.30 прибыл в Николаев. Освежившись в водах Южного Буга, по Варваровскому мосту продолжил путь к ж.д вокзалу. Появилась возможность подъехать до Баштанки дизелем, тем более что 2 месяца назад возвращаясь из Крыма вместе с Саней, мы мужественно проехали до самой Баштанки эту забытую богом трассу, равной которой я пока не видел. Времени до поезда у меня было более чем достаточно, поэтому решил принять душ, покушать горячего и расслабиться за бутылочкой пива.

Путь до Николаева занял 75 км. События 17,18,19 опишу одним словом - отдых.

20августа-последний день активного передвижения.

Утром простившись с гостеприимными хозяевами, отправился в путь-дорогу. Осталось совсем немного - 3дня пути по расчётам.

Баштанка - районный центр, основана в начале 19 века переселенцами из Полтавщины, и до 1928г носила название Полтавка. Непростая судьба Баштанки. Памяти жертв Гражданской войныВ годы Гражданской войны Баштанка оказалась в котле событий. Постоянная смена власти, вторжение кайзеровских войск, войск генерала Деникина, террор со стороны оккупантов послужили толчком к восстанию. 16сентября1919г в Полтавке вспыхнуло народное восстание, охватившее соседние сёла: Сергеевку, Казанку, Христофоровку, Привольное и другие соседние сёла. Так возникла Баштанская республика, просуществовавшая 2месяца 19 ноября 1919г. восстание было подавлено большими силами деникинцев. Баштанка вошла в историю как символ борьбы крестьян за свободу.

На въезде в Новый Буг стоит памятник жертвам гражданской войны. Чуть по далее стоит на пьедестале легендарная "Катюша" участвовавшая в освобождении родины 1944г. В Новом Буге снова проколол колесо. Поставил запаску и вперёд. 16-НиколаевПогодка что надо, ветер в спину, дорога отличная, машин мало. Добрался до Казанки, перекусил, сверился с навигатором-до Долинской осталось 32км. Вот тут то я и расслабился раньше времени. Увлёкшись попутным ветром и отличной дорогой, я не заметил, вернее не придал значения повороту и продолжил движение, не сверившись с GPS. На выезде из Казанки памятник славному Т-34, здесь же памятная таблица:"Славному 23 танковому корпусу разгромившему 9марта1944г в Казанке бронетанковые войска 6 фашисткой армии."

Почуял неладное я через 15км, когда навигатор выдал мне вместо ожидаемых 17км до цели -целых 42км. Как такое может быть? Может. Я постепенно удалялся от Стоянка в ДолинскойДолинской в сторону Кривого Рога. Поворачивать назад не умею, пришлось пробираться деревнями и "полевухами". Ошибка стоила мне дополнительных 50км и вместо запланированных 82, я накрутил 134км, что является на данный момент моим рекордом. Такой нагрузки мой верный Буцефал не выдержал. Вышел со строя подшипник №6200 в заднем колесе. Дальше ехать великом было рискованно из-за возможного заклинивания. Весь последующий день 21августа пытался устранить поломку. Поскольку в Долинской не нашлось возможности устранить поломку последние 150 км проделал поездом, благо упаковку для велика вожу с собой. Домой прибыл 22.08.13 в 3.45.

                                                                                             Константин Трофимов

Запись опубликована в рубрике наши маршруты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *